Запускаем двигатель от жесткого диска без микросхемы

Запуск старых HDD для прикладных применений

При использовании старых HDD приводов в прикладных целях иногда возникает проблема с тем, что шпиндельный двигатель останавливается через некоторое время после запуска. Есть у них такая «фишка» — если с блока головок не поступают сигналы на микросхему-контроллер, то она запрещает микросхеме-драйверу вращать двигатель. На примере несколько моделей приводов попробуем разобраться, как это исправить.

Всё началось с того, что привезли несколько старых винчестеров (рис.1) и сказали, что здесь рабочие вперемешку с «убитыми», хочешь – выбирай, не хочешь – делай что хочешь. Но если разберёшься, как их использовать в качестве небольшого наждака для правки инструмента, расскажи. Ну, вот – рассказываю…

Первый HDD – «Quantum» семейства «Fireball TM» с микросхемой привода TDA5147AK (рис.2). Посмотрим, что он из себя представляет.

Верхняя крышка крепится 4-мя винтами по углам и одним винтом и гайкой, находящимися сверху, под наклейками. После снятия крышки видны сам жёсткий диск, считывающие головки и магнитная система управления положением головок (рис.3). Шлейф отсоединяем, магнитную систему откручиваем (здесь понадобиться специально заточенный шестигранный ключ «звёздочка»). При желании диск тоже можно снять, если открутить три винта на шпинделе двигателя (также нужен шестигранник).

Теперь ставим крышку на место для того, чтобы можно было перевернуть HDD для экспериментов с электроникой и подаём в разъём питания напряжения +5 В и +12В. Двигатель разгоняется, работает примерно 30 секунд, а затем останавливается (на печатной плате есть зелёный светодиод – он горит при вращении двигателя и мигает при его остановке).

В сети легко находится даташит на микросхему TDA5147K, но по нему не удалось разобраться с сигналом разрешения/запрета вращения. При «подтягивании» сигналов POR к шинам питания добиться нужной реакции не удалось, но при просмотре сигналов осциллографом выяснилось, что при касании щупом 7-го вывода микросхемы TDA5147АK происходит её сброс и перезапуск двигателя. Таким образом, собрав простейший генератор коротких импульсов (рис.4, нижнее фото) с периодом в несколько секунд (или десятков секунд), можно заставить двигатель вращаться более-менее постоянно. Возникающие паузы в подаче питания длятся около 0,5 секунды и это не критично, если двигатель используется с небольшой нагрузкой на валу, но в других случаях это может быть неприемлемо. Поэтому, способ хоть и действенный, но не совсем правильный. А «правильно» запустить его так и не удалось.

Следующий HDD – «Quantum» семейства «Trailblazer» (рис.5).

При подаче напряжений питания привод никаких признаков жизни не подаёт и на плате электроники начинает сильно греться микросхема 14-107540-03. В середине корпуса микросхемы заметна выпуклость (рис.6), что говорит о её явной неработоспособности. Обидно, но не страшно.

Смотрим микросхему управления вращением двигателя (рис.7) — HA13555. Она при подаче питания не греется и видимых повреждений на ней нет. Прозвонка тестером элементов «обвязки» ничего особенного не выявила – остаётся только разобраться со схемой «включения».

Поисковики даташит на неё не находят, но есть описание на HA13561F. Она выполнена в таком же корпусе, совпадает по ножкам питания и по «выходным» выводам с HA13555 (у последней к проводникам питания двигателя подпаяны диоды – защита от противо-ЭДС). Попробуем определиться с необходимыми выводами управления. Из даташита на HA13561F (рис.8) следует, что на вывод 42 (CLOCK) должна подаваться тактовая частота 5 МГц с уровнем TTL-логики и что сигналом, разрешающим запуск двигателя, является высокий уровень на выводе 44 (SPNENAB).

Так как микросхема 14-107540-03 нерабочая, то отрезаем питание +5 В от неё и от всех остальных микросхем, кроме HA13555 (рис.9). Тестером проверяем правильность «порезов» по отсутствию соединений.

На нижнем фото рисунка 9 красными точками показаны места подпайки напряжения +5 В для HA13555 и резистора «подтяжки к плюсу» её 44 вывода. Если же резистор от вывода 45 снять с родного места (это R105 по рисунку 8) и поставить его вертикально с некоторым наклоном к микросхеме, то дополнительный резистор для подтяжки к «плюсу» вывода 44 можно припаять к переходному отверстию и к висящему выводу первого резистора (рис.10) и тогда питание +5 В можно подавать в место их соединения.

На обратной стороне платы следует перерезать дорожки, как показано на рисунке 11. Это «бывшие» сигналы, приходящие от сгоревшей микросхемы 14-107540-03 и старая «подтяжка» резистора R105.

Организовать подачу «новых» тактовых сигналов на вывод 42 (CLOCK) можно с помощью дополнительного внешнего генератора, собранного на любой подходящей микросхеме. В данном случае была использована К555ЛН1 и получившаяся схема показана на рисунке 12.

После «прокидывания» проводом МГТФ напряжения питания +5 В прямо от разъёма к выводу 36 (Vss) и других требуемых соединений (рис.13), привод запускается и работает безостановочно. Естественно, если бы микросхема 14-107540-03 была исправна, вся доработка заключалась бы только в «перетяжке» 44-го вывода к шине +5 В.

На этом «винте» была проверена его работоспособность при других тактовых частотах. Сигнал подавался с внешнего генератора прямоугольных импульсов и минимальная частота, с которой привод работал устойчиво — 2,4 МГц. На более низких частотах циклично происходил разгон и остановка. Максимальная частота – около 7,6 МГц, при дальнейшем её увеличении количество оборотов оставалось прежним.

Количество оборотов также зависит и от уровня напряжения на выводе 41 (CNTSEL). В даташите на микросхему HA13561F есть таблица и она соответствует значениям, получаемым у HA13555. В результате всех манипуляций удалось получить минимальную скорость вращения двигателя около 1800 об/мин, максимальную – 6864 об/мин. Контроль проводился с помощью программы SpectraPLUS, оптопары с усилителем и кусочка изоленты, приклеенного к диску так, чтобы он при вращении диска перекрывал окно оптопары (в окне анализатора спектра определялась частота следования импульсов и затем умножалась на 60).

Читайте также:  Ошибка dst жесткого диска что это

Третий привод – «SAMSUNG WN310820A».

При подаче питания микросхема-драйвер – HA13561 начинает сильно греться, двигатель не вращается. На корпусе микросхемы заметна выпуклость (рис.14), как и в предыдущем случае. Проводить какие-либо эксперименты не получится, но можно попробовать запитать двигатель от платы с микросхемой HA13555. Длинные тонкие проводники были подпаяны к шлейфу двигателя и к выходным контактам разъёма платы электроники – всё запустилось и работало без проблем. Если бы HA13561 была целой, доработка для запуска была бы такой же, как и для «Quantum Trailblazer» (44-й вывод к шине +5 В).

Четвёртый привод — «Quantum» семейства «Fireball SE» с микросхемой привода AN8426FBP (рис.15).

Если отключить шлейф блока головок и подать питание на HDD, то двигатель набирает обороты и, естественно, через некоторое время останавливается. Даташит на микросхему AN8426FBP есть в сети и по нему можно разобраться, что за запуск отвечает вывод 44 (SIPWM) (рис.16). И если теперь перерезать дорожку, идущую от микросхемы 14-108417-02 и «подтянуть» вывод 44 через резистор 4,7 кОм к шине +5 В, то двигатель не будет останавливается.

И напоследок, вернувшись немного назад, были сняты формы сигналов на выводах W и V микросхемы HA13555 относительно общего провода (рис. 17).

Самое простое прикладное применение старого HDD – небольшой наждак для правки свёрл, ножей, отвёрток (рис.18). Для этого достаточно наклеить на магнитный диск наждачную бумагу. Если «винт» был с несколькими «блинами», то можно сделать сменные диски разной зернистости. И здесь хорошо бы иметь возможность переключения скорости вращения шпиндельного двигателя, так как при большом количестве оборотов очень легко перегреть затачиваемую поверхность.

Наждак, конечно, не единственное применение для старого HDD. В сети легко находятся конструкции пылесосов и даже аппарата для приготовления сладкой ваты…

В дополнении к тексту находятся упомянутые даташиты и файлы печатных плат внешних генераторов импульсов в формате программы Sprint-Layout 5-ой версии (вид со стороны печати, микросхемы устанавливаются как smd, т.е. без сверловки отверстий).

Андрей Гольцов, r9o-11, г. Искитим, апрель 2018.

Источник

Запуск трехфазного двигателя от жесткого диска

Как запустить Двигатель от Жесткого Диска используя Звуковую Карту компьютера

Форум Новые сообщения. Что нового Новые сообщения Недавняя активность. Вход Регистрация. Что нового. Новые сообщения. Форум Разработка электроники Силовая электроника JavaScript отключен. Для полноценно использования нашего сайта, пожалуйста, включите JavaScript в своем браузере. Запуск двигателя от HDD.

Регист 16 Фев Сообщения 3. Вобщем вопрос в чем, хочу запустить с синхронизацией и регулировкой оборотов трехфазный? Есть ли схема от подобных девайсов или может даташит на эту микруху?

Что за двигатель там стоит, непонятно. Имеет три контакта. Скорее всего включен треугольником, но не факт. Может и две обмотки. Вобщем хочу замутить управление для этого движка. Может кто уже делал подобное? Captain Игорь Команда форума. Регист 10 Янв Сообщения А тупое включение жесткого диска без блинов нельзя сделать? Он же запускается и работает.

Что касается как устроен двигатель — могу переломать пару винтов. Даташиты и схемы, это редкость. Хоть модель HDD скажи. Captain , нет, мне не просто нужно его запустить, мне надо регулировать обороты и поддерживать их стабильнми. Да и применять этот двигатель буду в отдельном проекте, без «кулибинских» огрызков плат и навесного монтажа Винт, при жизни, отзывался на погремуху: STA У меня и новые Самсунги есть, с рабочими движками. Просто этот уже разобран. Васисуалий Команда форума.

Регист 11 Ноя Сообщения 4. Дык новые наверно еще хуже будут. Там в новых все чаще и чаще стараются все силовое упрятать в одну микруху, а тебе нужен отдельный драйвер двигуна. Я так думаю, стоит поискать что нибудь от видиков, в смысле драйверов. Капстана или может быть БВГ. Там и даташиты буду и доставаемость микросхем вполне реальная Добавлено Гы! Регист 4 Апр Сообщения 8.

Драйвер там не простой будет, датчиков холла нет, лучше взять готовый спецзаточенный и управлять микроконтроллером. Бездатчиковый безмозглый драйвер pmsm — TDA — элегантное решение. Более тупое и продвинутое — заюзать мцу, драйвера, ключи, программировать месяц и пр The board is designed to be a flexible platform for developing motor control applications. Да и погугли просто по sensorless three phases motor driver IC , мож еще что-то кроме TDA у кого-то У филов была, помнится еще одна мс к , а у моторолы, кажется, с внешними ключами для моторчиков помощнее.

Luxtone Участник. Регист 26 Фев Сообщения KENT Участник. Регист 16 Мар Сообщения 1. Anonymous сказал а :. Регист 1 Авг Сообщения С флопика замутить девайс, хоть даташиты есть, да и в нете народ эксперементы повыкладывал. Регист 22 Авг Сообщения Попадались схемы получение третьей из двух с помощью двух трансформаторов. Но для этого нужно дружить с одним соседом и у вас должны быть разные фазы. Если надо то поищу, этот материал печатали в журнале радиолюбитель или что подобное. Пылаю ссылку на двух трансформаторах.

Porter Участник. Регист 31 Мар Сообщения 5. К чему тут твои формирователь 3 фаз?! Абы ляпнуть? Так злые китайцы затерли основной драйвер название фрезой путем гугления выяснил, что скорее всего там стоит JY01A JY Стоит прямо на плате.

Вот теперь ищу нечто простое и дешевое ,но только с сенсорами датчиками холла. Luxtone сказал а :. По ходу, этим девайсом можно многие движки тестить! Возможно и мощные на ХХ запустятся.

Читайте также:  Что чаще всего ломается в жестком диске

Вот бы с поддержкой датчиков холла аналокичный контроллер найти! Porter , глянь внимательно даташит на эту микруху! Не спеши его закрывать, там в серединке есть картинки из которых и без перевода понятно, как подключить датчики!

Весьма полезное замечание, учитывая, что контроллер уже едет Спасибо. Именно сим девайсом буды пытаться запустить и настроить движок из своей не давней темы в промке. Вопрос мучает, если датчик -и повреждены или не правильно выставлены, контроллер пихла полыхнёт или мяко сядет в аварию ошибку. Моделирую две ситуации: — 1 или 2 датчика не работают залипли или в нуле сигнал — датчики неподвижны относительно друг — друга но радиально смещены относительно статора.

В первом я хз, алгоритм работы мне до конца не ясен Во втором по логике момент упадёт а ток вырастет. В зависимости от угла, вплоть до срыва вращения Или же положение фаза датчиков относительно статора обмоток не критичны?

А что мешает проверить датчики? Можно даже разрисовать прямо на моторе фазы и поставить метки на шкиве, подключить осла и меряй себе те датчики Porter сказал а :. Вам необходимо войти или зарегистрироваться, чтобы здесь отвечать.

Прогнозируется, что в решениях более высокого уровня будут использоваться твердотельные накопители, выполненные по технологии NAND, среднего объема — от 60 до 128 гигабайт. Это жесткие диски SSD и встроенные модули флэш-памяти eMMC. Вполне вероятно, что свое место в автомобильных системах найдут SD-карты. Скорее всего, SSD-накопители емкостью от 60 до 100 Гб начнут появляться в автомобилях в ближайшие год-два. Минимальный объем жесткого диска HDD в современном автомобиле равен 100 Гб, в то время как автомобильные системы развиваются по пути, который ранее проделали смартфоны. Большие по объему (от 200 до 300 Гб) жесткие диски становятся в наши дни все более популярными в автомобильных информационно-развлекательных системах класса hi-end.

Connected Car

Несмотря на то, что среди автолюбителей все еще существуют опасения по поводу надежности использования мобильной связи для внутренних систем машины, многие производители делают выбор в пользу обеспечения автомобилей инфотейнмент-системами, основанными на облачных технологиях. Этот формат носит название Connected Car, и решения для него уже существуют. Например, компания T-Systems, дочернее подразделение Deutsche Telekom, в прошлом году анонсировала сотрудничество с немецким концерном Daimler AG, производящим автомобили Mercedes-Benz. Машины концерна оборудованы мультимедийной системой COMAND Online, через которую водители могут использовать многочисленные сервисы T-Systems, включая инструменты навигации и информирования водителей об обстановке на дороге в режиме реального времени, мобильную связь и интернет-развлечения (например, доступ к социальным сетям). Аналогичные системы предлагают Ford, Volvo и BMW. Различающиеся в деталях, все они объединены схожим функционалом, который позволяет превратить автомобиль в мобильную платформу связи, объединяющую водителя, автомобиль и внешние системы в динамичную сеть, предоставляющую персонифицированную информацию именно там, где она нужна, и именно тогда, когда она необходима. Телематическая часть обеспечивает связь с сервисным центром и другими службами при аварии или предоставляет информацию о текущей ситуации на дороге и передает работникам центра информацию для подготовки к вашему следующему посещению СТО. Интернет-платформа позволяет использовать автомобиль как мобильный офис. Уже сейчас технологии Connected Car позволяют удаленно заводить автомобиль, заблокировать дверные замки, определить, где находится автомобиль, просмотреть данные приборной панели и прогреть салон, узнавать о наличии парковочных мест в округе и остатке топлива, а для электромобилей — определить уровень заряда. Все эти функции активируются одним касанием экрана смартфона.

Автомобили будущего

Современный потребитель все чаще требует от автомобиля интерфейса и возможностей, аналогичных смартфонам и планшетам, и в то же время эти устройства должны быть интегрированы в сеть автомобиля. Автопроизводители отвечают на этот вызов, создавая дискретные системы с интерфейсами смартфонов или предоставляя платформы, распространяющие возможности смартфона на систему автомобиля.

Apple и Google сотрудничают с автопромом, чтобы распространить возможности смартфонов и Сети на автомобильные системы. При том что все большее число потребителей, выбирая машину, уделяет внимание не лошадиным силам, а функционалу автомобиля, такое сотрудничество вызывает фундаментальный сдвиг в принципах работы автопрома. Одним из последствий этого сдвига является то, что автомобильная промышленность с ее процессом сертификации продукции и ПО, который занимает до двух лет, более не поспевает за изменениями в развитии индустрии смартфонов. Эти сроки уже не соответствуют ожиданиям клиентов и требованиям, которые они предъявляют к автомобильным информационно-развлекательным системам. Выходом могут стать гибкие модульные инфотейнмент-системы, которые появятся уже очень скоро. Этот сдвиг и будет определять среднесрочное будущее автомобильной промышленности и окажет значительное влияние на развитие устройств хранения данных для автомобилей.

Борис Хафнер, старший управляющий по продажам направления «Автомобильная электроника» компании Toshiba Electronics Europe

Автомобильные жесткие диски: больше и «тверже»

Подключение мотора от жесткого диска без драйвера

В жестких дисках, как правило, применяются трехфазные бесколлекторные двигатели. Обмотки двигателя соединены звездой, то есть получаем 3 вывода 3 фазы. Некоторые двигатели имеют 4 вывода, в них дополнительно выведена средняя точка соединения всех обмоток. Чтобы раскрутить бесколлекторный двигатель, нужно в правильном порядке и в определенные моменты времени, в зависимости от положения ротора, подавать напряжение на обмотки. Для определения момента переключения на двигатель устанавливают датчики холла, которые играют роль обратной связи. В жестких дисках применяется другой способ определения момента переключения, в каждый момент времени к питанию подключены две обмотки, а на третьей измеряется напряжение, исходя из которого, выполняется переключение. В 4-х проводном варианте для этого доступны оба вывода свободной обмотки, а в случае двигателя с 3-мя выводами, дополнительно создается виртуальная средняя точка, при помощи резисторов соединенных звездой и подключенных параллельно обмоткам двигателя.

Читайте также:  Parallel ata жесткий диск

Как запустить мотор от жёсткого диска, трёхфазный all-audio.pro · Радиотехника , электроника и схемы своими руками Запуск двигателя от HDD Для этого нам понадобится специальная микросхема-контроллер TDAA. без нагрузки мотор раскручивается и работает без проблем.

Видео подключения мотора HDD

Подключил ещё двигатель от CD, погонял при питании 18 В, поскольку в моём внутри шарики, разгоняется так, что прыгает всё вокруг! Жаль не отследить обороты, но если судить по звуку то она очень большая, до тонкого свиста. Куда применять такие скорости, вот вопрос? Приходит на ум мини болгарка, настольная дрель, точильный станок… Применений много — думайте сами. Собирайте, тестируйте, делитесь впечатлениями. В интернете есть множество обзоров с применением данных двигателей в интересных самодельных конструкциях. В интернете видео видел, там кулибины с этими моторами помпы мастерят, супер вентиляторы, точилки, покумекать можно куда такие скоростя применить, мотор тут разгоняется свыше 27000 оборотов. С вами был Igoran

Шлифовальная машинка из HDD с регулировкой оборотов

Все записи на субдомене: Электроника и механика записки от AZM. Раскрутить такой двигатель можно подключив его к трём полумостовым каскадам, которые управляются трёхфазным генератором, частота которого при включении очень мала, а затем плавно повысится до номинальной. Это не лучшее решение задачи, такая схема не имеет обратной связи и следовательно частота генератора будет повышаться в надежде, что двигатель успевает набрать обороты, даже если на самом деле его вал неподвижен. Создание схемы с обратной связью потребовало бы применения датчиков положения ротора и несколько корпусов ИМС не считая выходных транзисторов. К счастью, промышленность выпускает готовые однокристальные драйверы управления, которым к тому же им не требуются датчики положения ротора, в роли таких датчиков выступают обмотки двигателя.

По данным аналитиков рынка ISuppli, к 2020 году более чем 55 миллионов человек будут выходить в Интернет через информационно-развлекательные системы в своих автомобилях. Однако, несмотря на рост распространенности сетей передачи данных 3G и 4G, мобильные интернет-соединения не всегда стабильны и могут значительно варьироваться по скорости. Это сделает хранение данных в «облаке» не таким практичным, когда речь идет об автомобилях, по крайней мере в ближайшие три-шесть лет. А значит, состояние технологий будет стимулировать спрос на увеличение объемов хранения данных в автомобильных системах.

Многие производители автомобилей рассматривают это как возможность превратить машину в ключевой центр нашей жизни, все более и более связанный с Сетью. В настоящее время автомобильные инфотеймент-системы обеспечивают навигационные и развлекательные функции, в будущем их функционал дополнится приложениями, которые позволят автоматически открывать ворота при подъезде к дому, регулировать температуру в доме и проверять статус охранной сигнализации. Подобное расширение функций приведет к взрыву спроса на диски большей емкости. Для удовлетворения ожидаемого спроса на автомобильные HDD большой емкости Toshiba недавно запустила производство самого большого в мире жесткого диска для автомобильной отрасли. Устройство емкостью в 320 GB способно работать в диапазоне температур от —30 до +85 °C. Это обеспечивает достаточно места для хранения 40 ГБ или более навигационных данных, которые в некоторых случаях дублируются по соображениям безопасности, а также предлагает достаточно места для мультимедийных файлов и растущего числа автомобильных приложений.

В то время как жесткие диски стали основным способом хранения в Европе, в Японии и Азии, где потребности в объемах HDD ниже, все обстоит совершенно иначе. Японские производители автомобилей, как правило, используют жесткие диски от 40 до 100 Гб. Поэтому для информационно-навигационных систем на этих рынках более подходят решения на базе флэш-накопителей и SD-карт на основе технологии NAND. Эти устройства меньше, легче, у них ниже энергопотребление и они содержат меньше компонентов, чем традиционный HDD. Они также не имеют движущихся частей, что наделяет их большей шоко- и виброустойчивостью.

В настоящее время автомобильные информационно-развлекательные системы можно разделить на три класса: начальный, средний и высокий. Системы начального и среднего уровня обычно оснащаются устройствами хранения объемом от 4 до 32 гигабайт. В наши дни это, как правило, флэш-память на базе технологии NAND. В устройствах начального уровня многие производители автомобилей начали применять съемные варианты устройств хранения данных, которые позволяют использовать SD-карты и флэшки USB, подключаемые к головному устройству для обеспечения возможности расширения памяти. У этого решения есть преимущество в том, что владельцы могут использовать собственное съемное устройство хранения данных, которое не обязательно должно полностью соответствовать автомобильным стандартам.

Как запитать шаговый двигатель простейшим способом?

Посочувствуй и погрусти вместе с нами. Дай совет, как всё исправить. У многих имеются двигатели от жёстких дисков HDD spindle motor. Как их подключить? Для этого нам понадобится специальная микросхема-контроллер TDAA. Эта микросхема не требует датчиков Холла, обратная связь реализуется при помощи наведённой ЭДС. Микросхема содержит встроенный узел запуска и три пуш-пулл выхода со следующими параметрами: ток 0.

Народ, помогите запустить двигатель от винчестера (WD)! Ещё можешь на сайте ST посмотреть контроллеры и аппликухи на ту же тему. Если достаточно чтобы просто вращался без притензий на.

Как запустить Двигатель от Жесткого Диска используя Звуковую Карту компьютера

Форум Новые сообщения. Что нового Новые сообщения Недавняя активность. Вход Регистрация. Что нового. Новые сообщения.

Всем доброго времени. Почти 2 месяца назад товарищ antonproff запилил довольно удобную шлифмашинку из жесткого диска и наждачной бумаги.

Правила Расширенный поиск. Стрела RoSa. У меня накопилась огромное кол. Буду думать куда его применить так как на валу моща всего 12 ватт. Батарея ма. Все остальное в видео. RuslanG —

Русская поддержка phpBB. Конфиденциальность Правила. Toggle navigation.

Источник

Поделиться с друзьями
Шинбург